Ресурсный центр инклюзивного образования

Цели  деятельности:

  • методическое и научное обеспечение сопровождения профессионально-педагогической деятельности педагогов учреждений образования в инклюзивном пространстве;
  • создание условий, обеспечивающих доступность высшего образования для всех участников образовательного процесса в БарГУ.


Задачи деятельности:

  • популяризация сущности и ценностей инклюзивного образования в социальном сообществе;
  • организация разработки и внедрение в педагогическую практику научно-методического продукта, обеспечивающего формирование инклюзивной культуры педагога.

Сектор осуществляет деятельность в следующих направлениях:

Просветительское.

На подготовительной стадии проводились семинары по темам: «Инклюзивное образование – новый подход к образованию детей с ОПФР», «Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОПФР», «Инклюзивное образование: социальное партнёрство родителей, педагогов, специалистов», «Особые» люди в социуме и образовании Республики Беларусь». Участвовали в семинарах учителя начальных классов , воспитатели и специалисты учреждений дошкольного образования города Барановичи, специалисты управления образования гориспокома, ЦКРОиР и ТЦСОН города Барановичи, студенты педагогических специальностей, психологи и социальные педагоги БарГУ, воспитатели общежитий БарГУ. Всего – 214 человек.

С начала работы сектора проводятся семинары и семинары-тренинги по темам «Инклюзивное образование: сущность, опыт, преимущества, риски», «Инклюзивное образование: пути продвижения», «Инклюзивные процессы в образовательном пространстве», «Основы формирования инклюзивной культуры будущих педагогов», мастер-класс «Использование методики TEACCH в работе педагога», «Дети.Аутизм. Родители», «Актуальные проблемы инвалидности в законодательстве и практике РБ». Всего 16 семинаров. Проведён круглый стол «Инклюзивному образованию – инклюзивного педагога» с участием университетов Бреста, Витебска, Могилёва, Брестского института ПкиП, общественных организаций РБ, учителей города Барановичи и Барановичского района – 36 человек.

В этом направлении устанавливаются связи с педагогическим и родительским сообществами региона. Установлено тесное сотрудничество с СМИ: телекомпанией «Интекс», телерадиокомпанией «Брест». Создан сайт сектора на сайте БарГУ.

Методическое и исследовательское.

Положено начало формированию банков данных по развитию теории и практики инклюзивного образования. Сформирован список изданий по проблемам инклюзивного образования, имеющихся в БарГУ, - 129 наименований. Приобретено 22 наименования дидактических пособий для использования в образовательном процессе студентов. Изготовлены участниками семинаров пособия для работы с детьми с особыми образовательными потребностями по методике TEACCH . Студентами подготовлены информационные листки «Школа для всех» о сущности инклюзивного образования для информирования родителей и учителей. Формируется фильмотека.

Внедряется включение в дисциплины учебных программ подготовки студентов педагогических специальностей содержания, формирующего инклюзивную культуру будущих педагогов.

Консультативное.

Сектор осуществляет консультирование структур БарГУ по вопросам доступности образования. В университете реализуется программа создания безбарьерной среды.

Сектор участвует в создании условий для проведения летних лагерей реабилитации инвалидов-колясочников на базе БарГУ. Дважды – июль 2013 и август 2014 – БарГУ был площадкой для проведения летних лагерей РАИК.

Начато консультирование педагогов ГУО «Средняя школа № 13» по вопросам организации сопровождения обучения детей с ОПФР и их родителей.

Готовимся к консультированию студентов с особыми образовательными потребностями и их родителей по доступности образования. В настоящее время в университете обучаются 11 студентов с особыми образовательными потребностями в очной и заочной формах образования.

Издательское

Предполагается содействие разработке и подготовке печатной продукции по проблеме инклюзивного образования.

Международное сотрудничество.

В рамках международного сотрудничества БарГУ с университетами организуется посещение сектора делегациями, обмен опытом, мнениями. Например, в апреле 2014 состоялся обмен опытом с преподавателями Поволжского государственного технологического университета (Республика Мари Эль).

Дата создания – 1 ноября 2013 года